Сайт воспитателя МБДОУ ДС «Илемпи» села Новое Байбатырево Яльчикского района Чувашской Республики Кругловой Оксаны Петровны

Доклад "Коллекционирование в детском саду"

 1 слайд: Не секрет, что большинство современных детей уже с дошкольного возраста имеют высокий энциклопедических знаний, при этом их общий уровень интеллектуального развития, способность к самостоятельному мышлению, воображению невысоки.

2 слайд: Один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Таким образом, становится понятным, что современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять самостоятельность в различных видах деятельности.

Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности, способна оказать сильное влияние на развитие ребенка.

Но как сделать так, чтобы знания не передавались в готовом виде, а осваивались детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом? Это возможно только благодаря сотрудничеству взрослого и ребенка. Сотрудничество будет продуктивным и полезным в том случае, если все участники процесса будут увлечены определенным видом деятельности.

3 слайд: Таким видом деятельности в детском саду может стать коллекционирование.

4 слайд: В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе “культурно-досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

5 слайд: До 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками.

6 слайд:  Так, в статье Н.Рыжовой “Как стать коллекционером” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”.Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5-3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки”, “Коробочка с диковинками”, “Парные листочки”, “Дорога лилипутов” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

7 слайд: Изучение интернет-источников и литературы по детской педагогике и психологии позволило сделать вывод о том, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные темы коллекций, не раскрывается содержание деятельности с детьми, нет методических рекомендаций по организации коллекционирования в детском саду.

На мой взгляд, в процессе коллекционирования наиболее ярко проявляется взаимосвязь познавательной активности, познавательной деятельности и познавательного интереса. Достоинством коллекционирования можно считать возможность его интеграции с различными направлениями развития: познавательно-речевым, коммуникативно-личностным, художественно-эстетическим.

8 слайд: Коллекционирование занимает ведущее место в развитии интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности  и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов  воспитанники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. А также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов  в интересном и увлекательном деле.

9 слайд: Коллекционированием я начала заниматься с детьми своей группы.

Дети по моей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из овощей и

фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. И скоро коллекция пополнилась грушевой змеей в тыквенном домике, картофельной гусеницей, кабачковыми поросятами и пингвином, семейкой арбузных мышат и корабликом из кабачка и перца. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия овощей и фруктов, животных.

10 слайд: Вместе с детьми также на занятиях по конструированию собрали макет доисторического мира с динозаврами. Фигурки из бумаги дети складывали и склеивали с большим интересом. Свой макет мы выставляли во время выставки “Все о динозаврах. Динозавры - классическая, культовая игрушка. Популярная всегда, и не только у мальчиков, но и у девочек.

11 слайд: Я собрала с детьми своей группы игрушки из "Киндер-сюрпризов". В нашей "Волшебной коробочке" насчитывается свыше трехсот киндер - игрушек. У всех детей киндер-игрушки вызывают положительные эмоции: о вкусном лакомстве, о героях любимых сказок, мультипликационных фильмов.

В каких же ситуациях можно применять киндер-игрушки?

1.Сказкотерапия. Сочинение сказок с использованием выбранных по желанию персонажей.

2.Развитие познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления).

12 слайд: Во многих семьях положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – в которых родители не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

13 слайд: Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .

14 слайд: В настоящее время в группе собраны коллекции ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений,

15 слайд: злаков, есть коллекция динозавров, бумаг, тканей, гербарий. Коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира).

16 слайд: Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

17 слайд: Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию такие важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

10 марта 2017 в 21:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.