Сайт воспитателя МБДОУ ДС «Илемпи» села Новое Байбатырево Яльчикского района Чувашской Республики Кругловой Оксаны Петровны

Рекомендации для педагогов Значимость эстетического развития детей дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов Значимость эстетического развития детей дошкольного возраста.

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной),вариативностью, гибкостью, подвижностью...В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
• продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
• показывать детям, чем отличаются однипроизведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительногоискусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьмиэтих произведений; развивать воображение,формировать эстетическое отношение к миру;
• поддерживать стремление детей видеть вокружающем мире красивые предметы и явления;показывать уже знакомые и новые произведенияискусства; рассказывать о замысле и творческихпоисках художника при создании произведений, отом, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;
• расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей:
- активизировать выбор сюжетов о семье,жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город,деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны);
- поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой);
- при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении;
- учитьпередавать своё представление об историческомпрошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта;
- показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки,Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
• помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание всобственную художественную деятельность;
• инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;
• учить ребенка самостоятельно определятьзамысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем,отражая свои эстетические чувства и отношение;передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человекгрустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
• совершенствовать специфические уменияво всех видах изобразительной деятельности:
- продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму),пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;
- передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула светки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку,а другую руку с платочком подняла вверх);
- создавать сюжеты разного масштаба с различнойстепенью конкретизации содержания;
• развивать композиционные умения:
- размещать объекты в соответствии с особенностями ихформы, величины, протяжённости;
- создавать композицию в зависимости от сюжета – располагатьобъекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта;
- изменятьформу и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например,туристы поднимаются в горы и держатся друг задруга);
- изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку;
- учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
• в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов иоттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительногообраза (для пейзажных рисунков использоватьакварель или пастель, для декоративного панно гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
• в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективныесюжетные композиции, самостоятельно выбираятему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа;
• в аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов созданиявыразительного образа:
- обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры;
- вырезание симметричное, силуэтное;
- модульная аппликация;
- свободное сочетание разных техник;
- совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодниеигрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы,экслибрисы);
- познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурныхсимметричных изображений (зайчики пляшут,хоровод ёлочек, грибная полянка);
- показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколькораз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки);
- познакомить с новыми видами аппликации изткани, природного материала (осенних листьев,цветочных лепестков, семян, соломки, бересты);
• поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов(гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств,соответствующих замыслу, экспериментированиес материалами и средствами изображения;
• учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа(плавные движения при создании пластичногообраза из глины, широкие движения кистью вколлективной композиции, образ моря, леса идр.; сочетание крупных и мелких мазков, линийпри изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
• способствовать сотрудничеству детей привыполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так идекоративные образы, соотнесению замыслов идействий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовыематериалы, ткани, веточки, листья, вырезанныеиз бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т.п., которые располагают на цветном фоне);
• предлагать для декоративного оформленияподелки, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования -сборники сказок и рассказов из личного опыта,составленные детьми на занятиях по развитиюречи и ознакомлению с литературой;
• в дидактических играх с художественнымсодержанием учить составлять разные вариантыкомпозиции и подбирать красивые гармоничныецветосочетания; различать цветовые контрастыи нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 оттенков );
• создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода).

9 марта 2017 в 14:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.